?

Log in

No account? Create an account
Поездка на Святую гору Афон - To be a Rock and not to Roll [entries|archive|friends|userinfo]
bloody_karlos

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Поездка на Святую гору Афон [янв. 15, 2010|12:15 am]
bloody_karlos
[Tags|, ]




Новый Год и Рождество я встретил в довольно необычном месте: на Святой Горе Афон.
Путешествие длилось с 27 декабря до 13 января (2009-2010).


Немного справочной информации

Афон – это полуостров в Греции, который полностью занят независимым монашеским самоуправляемым по сути государством. Для того чтобы попасть туда, нужно получить специальное разрешение (диамонитирион), которое выдается каким-либо из монастырей на Афоне. Монастырей ровно 20, это число фиксировано и не может быть превышено. Соответственно любая постройка, любой участок земли должен относиться к юрисдикции какого-либо одного из этих монастырей.

Передвигаться по полуострову можно совершенно свободно, пища и ночлег везде бесплатны. Большинство монастырей гостеприимны: т.е. можно просто прийти, показать документы (и то не везде) и вас устроят на ночлег и вкусно накормят. Однако в ряд монастырей перед посещением нужно звонить или отправлять факс, иначе дадут от ворот поворот. Транспорт на Афоне это немногочисленные маршрутки, пара автобусов и монастырские пикапы-джипы. Никаких легковушек, велосипедов, мопедов, конных повозок. Оплата в маршрутках забавная: Например водитель должен собрать за маршрут 50 евро. Если едешь один, то все эти 50 евро и платишь, если впятером, то уже по 10 каждый платит ну и так далее. Из-за этих вот особенностей транспортной системы очень много пришлось пройти пешком, о чем ни чуточки не жалею.

Добраться до Афона официально можно только на пароме из города Уранополис. Причем в случае штормов эта шхуна не фунциклирует, из-за чего можно подзастрять как в Уранополисе, так и на Афоне. У меня произошел первый вариант.

</fck:meta>





Ритм жизни в монастырях

Тут все вверх ногами. Приведу примерное для Афона расписание. Все начинается в 2-3 часа ночи с ночного богослужения, которое длится около 5 часов (Полунощница, Часы, Утреня, Литургия - все по полной программе). Далее идут часок-другой сна, потом трапеза, послушания (около 4 часов). Примерно в 17.00-18.00 вечерняя служба на часик-полтора, потом вечерняя трапеза, еще одна служба на часок и сон. Итого богослужений около 8 часов в день. На службах можно сидеть или облокачиваться-полуприсаживаться в стасидиях. В постные дни трапеза только один раз в сутки (хотя паломников кормят все равно пару раз).

Заметил при таком распорядке несколько парадоксальное ощущение времени: 15 минут тянутся очень долго, а 5 часов – пролетают довольно быстро.





Ход поездки



Синим кругами отмечены монастыри, где я ночевал, зелеными - куда просто заходил, крестиком - порт в Иванице.

Первая часть. Русский Пантелеимонов монастырь.

Основным местом дислокации был русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором я провел большую часть времени. До Рождества отлучался я из него только в монастыри Ксенофонт и Дохиар (4-хчасовая прогулка без ночевок, в Дохиаре расположена чудотворная икона Скоропослушница) и в Иверон (с ночевкой), где расположена чудотворная Иверская икона Божьей Матери.

Получилось, что неделю чистого времени провел в русском Пантелеимоновом монастыре, и это было правильно. За эту неделю я втянулся в график, пожил вместе с монахами почти по-монашески, впитал в себя дух места, в котором оказался и немного разобрался с мыслями и желаниями.


Вид из кельи

Рождественская служба.

Тут все было чрезвычайно торжественно и красиво. Особого рассказа заслуживает то, что на Афоне делают во время полиелея (одна из самых торжественных частей богослужения) с освещением в храме. Освещение = около 5-6 «люстр» и одно огромное паникадило (этакая мегалюстра) посередине. Свет не электрический, а полностью от свечей, которых во всем этом буйстве серебра и позолоты несколько сотен. На Рождество зажигаются все свечи на этих "люстрах" и монах раскачивает все люстры и паникадило в разных направлениях. Эффект от этого создается непередаваемый: как будто все вокруг крутится, пляшет и ходит ходуном.


Вторая часть. Путешествия.

Причастившись и, немного отдохнув, я выдвинулся в путешествие. Пошел на удачу, куда дорога приведет. Очень люблю такие походы «куда глаза глядят», настоященская свобода. Что будет, то будет, не паришься и идешь себе. В данном случае я не знал, где останусь на ночлег. Пошел в порт Дафни, где познакомился с Лехой, мы с ним сели в автобус, поехали в столицу Афона Карею и приняли решение остаться на ночь в монастыре Кутлумуш. Наутро после службы и трапезы выдвинулись к келии, где жил старец Паисий Святогорец. Зашли в храм, где он молился, угостились лукумом. Далее я думал поплыть на пароме в местность Карули - это скалистая территория в районе непосредственно самой горы Афон, где живет много отшельников и аскетов. Но план в жизнь не претворился.

Вообще с маршрутами на Афоне такая ситуация, что планы практически никогда не претворяются в жизнь. Все вновь прибывшие планируют одно, а получается совсем другое – это многими подмечено.

В общем, в результате выдвинулся пешком к крупному греческому монастырю Ватопед (это около 3-4 часов ходьбы). Монастырь продвинутый, кельи там похожи скорее на гостиничные номера, людей много, много молодых монахов – живые такие, общительные, улыбчивые, произвели на меня очень хорошее впечатление.

После ночной службы пошел в сербский монастырь Хиландар, - это был, наверное, самый продолжительный и тяжелый переход. Он длился под 5 часов по самым что ни на есть горным тропам. Из-за того, что не предупредил о посещении, архондаричий встретил меня не очень радушно. Говорят, такое отношение к нашим стало появляться из-за того, что некоторые русские - хамы еще те и относятся к сербам «по-панибратски», почему-то считая их чем-то нам обязанными. В общем, недовольство-недовольством, а я там сел на лавку, положил голову на стол и начал засыпать, так как дико устал. На такой жест нельзя было ответить ничем иным, как только предоставить мне место в гостинице и накормить :)

Кстати по дороге в Хиландар забрел в монастырь Эсфигмен. Он знаменит тем, что там живут довольно радикальные православные греческие (и не только) монахи, что подтверждается продающимися там толстовками с надписью «Православие или Смерть». Радикальные не в плане агрессивности, конечно, они довольно строго соблюдают устав, пользуются благами современной цивилизации только в рамках необходимого минимума, и не признают кого-то там из церковного руководства.

На следующий день после ночной службы и трапезы я пошел пешком на другую сторону Афона в Иваницу (на карте обозначена крестиком). Оттуда я планировал сходить к старцу Рафаилу с просьбой и парой жизненных вопросов. Первая попытка попасть к нему не удалась из-за незнания мною точной дороги и из-за, прямо скажем, искушения: мне померещился домик на горе, именно померещился. Я даже не стал всматриваться и попер с тяжелым рюкзаком за спиной на скалу, проявляя чудеса скалолазания. Потом примерно с час пробирался по колючкам с этой высоты обратно на берег моря. Лазил я с полностью мокрыми ногами, которые предварительно омыл в водах Эгейского моря благодаря едрен волнам. В общем nice try.

Весь грязный, мокрый и вымотанный пришел обратно в Иваницу, там меня направили в келью св.Спиридона, расположенную неподалеку, где живут двое русских монахов: отец Антоний и отец Спиридон (схимонах). Мировые совершенно дядьки. Накормили меня, выделили раскладушку, пообщался с ними вдосталь.

Келия у них полуразрушенная, где-то перегородки и стены заменены целлофаном, но зато маленький храмик в полном порядке - они там вдвоем служат. Службы в этом храмике мне запомнились за всю поездку больше всего – очень душевно, спокойно и камерно. Отцы рассказали мне, как правильно пройти к отцу Рафаилу, к которому я на этот раз успешно сходил.

На следующий день на пароме вернулся из Иваницы в Пантелеимонов монастырь, оттуда домой.


Теперь перейду к некоторым путевым заметкам.





Некоторые повстречавшиеся мне в поездке люди

Олег. Работает в Уралмаше, занимается банкротствами. С ним мы познакомились в Уранополисе и путешествовали в монастырь Иверон.

Монах Яков. Он сидел за прилавком в лавке в Ивероне, сам родом из Франции, но утверждал, что в душе русский. Я ему чем-то очень понравился, в результате чего был одарен всякими сувенирами общей стоимостью евро на 50. В ответ подарил ему свои четки)

Леша. Преподает информатику в Свято-Тихоновском. Общительный парень, с ним мы были в монастыре Кутлумуш.

Чилиец (!). С виду реальный такой мачо, волосатый, черный как смоль. С ним общались в монастыре Кутлумуш.

Психиатр из Швейцарии. Дядя с внешностью Робина Уильямса. Рассказал, что лечит своего сына, но теперь ему самому нужна помощь. Его направили из Европы к духовнику русского Свято-Пантелеимонового монастыря отцу Макарию.

Финн Питер. Крайне интеллигентный чувак, с ним я пересекся в монастыре Ватопед.

Серб Милан. Его встретил в сербском монастыре Хиландар. Довольно высокий дядя, с бородой как у волшебника и детскими классными глазами. Когда он рассказывал что-то на ходу, то имел забавную привычку: в наиболее важные для него моменты останавливать меня и рассказывать, восторженно смотря в глаза.

4 русских: Миша, Володя, Георгий и Андрей. Здоровые все, шумные… за километр видно, что русские. В общении простые как две копейки, громкие, кажутся немного грубоватыми, но добрые. Мне такие нравятся, потому общий язык с ними нашел легко. Греки тыкали на них пальцем и называли русской мафией :)

Русский в Ватопеде. Вот это был какой-то антипример русского. Абсолютно бесцеремонный типан лет 50. Обращался ко мне и к финну легким тычком в бок и словом «слыш», нес какую-то полную чушь. Радует, что такого я встретил в единственном экземпляре.

Паломник-пешеход. Пришел на Афон пешком из Салоников! Это очень много, он шел около 9 дней с перерывами на короткий сон.

Ну и много кто еще был интересный, всех не перечислишь.









Кухня (куда ж мне без нее)

По приезду в Уранополисе зашли в ресторанчик. Тогда еще пост был, поэтому рыбы отведать было самое время, а ее в меню было много всякой. Я спросил у официанта, что там где и чего, на что он меня попросту отвел на кухню и наглядно с комментариями показал всю рыбу, что у них была в холодильнике. Вот это я понимаю Подход.

Традиция афонского гостеприимства: в монастырских гостиницах (т.н. «архондариках») вновь прибывшим паломникам подают лукум, узо и стакан воды. Что такое лукум все, наверное, и так знают, а узо – это такая греческая анисовая водка, довольно вкусная и весьма крепкая.

В монастырях кормят очень круто и разнообразно. В греческих монастырях не в пост всегда на столе вино, свежий сыр, еда вся для меня как в ресторане, так как греческая кухня в новинку, а готовят там хорошо. Однако больше всего понравилось, как накормили сербы, - это было что-то невероятно вкусное и вино их собственного приготовления показалось мне самым лучшим.

Роднее и желаннее была все же наша русская кухня. Я как-то все время с особо теплотой вспоминал о вареной картошке с квашенной капусткой :) Вообще пища в русском монастыре показалась мне наиболее здоровой. На столе всегда первое и второе. По ходу только в нашем монастыре подают горячий чай, причем не черный, а в разные дни сделанный из разных трав.
Вареный картофель в мундире, чутка подогретый на сковороде наши монахи называли «картошкой по-американски».





Монахи.

Поначалу задалбывало, что, начитавшись рассказов про Афон, везде ожидалось увидеть чудеса и духоносных святых монахов, которые прерываются от творения чудес только на сон и пишу. Конечно же, все вокруг никакие не духоносные старцы, а просто монахи. К слову этих святых старцев на Горе довольно мало, и многие из них вообще мало кому известны, так как избегают публичности.

Тем не менее подметил, что нигде я не встречал такого количества умных глаз и красивых людей. Причем здесь я имею в виду ту самую внутреннюю красоту, которая проявляется в благородстве, собранности, умном взгляде, чистой искренности и доброжелательности. Я б назвал это «аристократизмом духа», которого, например, в МГУ вообще почти не встретишь, хотя все как один вроде бы умные.





Пение греков и сербов

Древние восточные распевы греков и сербов для нашего уха довольно непривычны, но как по мне, так они где-то даже больше располагают к молитве, чем бравурность нашей традиции хорового пения. А древние они настолько, что появились веках этак в 4ых, некоторые из них были в свое время переняты и обработаны позже появившимися мусульманами.

Вот одно из известнейших духовных произведений греческой традиции


Однако красивым пением греков можно наслаждаться только на праздничных службах или в редкие моменты будничных богослужений. В остальном их службы отличаются чрезвычайной прозаичностью и полной внешней невзрачностью. Сербские распевы схожи с греческими, однако службы у сербов ведутся на Церковно-славянском языке.






Афон и политический бомонд

Оказывается, на Афоне были и Путин, и Медведев (кстати, без трубежа в новостях и газетах). Частыми гостями являются такие люди как наш главный прокурор Юрий Чайка и глава Центрального Округа Георгий Полтавченко. А вот, например, игумен монастыря Ватопед отец Ефрем является духовником принца Чарльза.

Вообще православные греки весьма уважают и возлагают большие надежды на Россию, так как по многим пророчествам мы в предапокалиптические времена (которые, как верят многие, на носу) отвоюем у Турции Константинополь и отдадим его в силу геополитических интересов грекам.
Приезжал еще в русский монастырь Ющенко. Его встретили два человека: благочинный (грубо говоря, главный по хозчасти монастыря) и отец Олимпий, который всех встречает и проводит микроэкскурсию по монастырю. Т.е. никакого респекта ему там никто вообще не выразил. Говорят, что в греческих монастырях его тоже, мягко говоря, не привечали.





Главное наблюдение за самим собой

На Афоне информационных потоков извне нет. Нет ни телевизора, ни интернета, ни газет. Общался я там мало с кем, т.е. из уст в уста мне тоже почти никто ничего нового не рассказывал. О работе и каких-то мирских вопросах, занимавших меня за пределами полуострова, думать не хотелось.

Что в результате осталось вокруг меня и перекочевывало в мою голову:


  1. Природа и наблюдение за новой для меня обстановкой

  2. Молитва

  3. В качестве разминки для ума какие-никакие богословские размышления.

  4. Искушения.

Первый пункт меня не сильно занимал, ибо быстро ко всему привыкаю.

Второй давался и дается с трудом, так как это вообще непростое занятие.

Третий пункт мне интересен, но постоянно этим заниматься невозможно.

Под четвертым я имею в виду постоянно отовсюду лезущую в мою голову хрень: то раздражительность появится, то захочется поосуждать перетереть косточки кому-нибудь, то похабщина приходит в голову, - все это наедине с самим собой, сугубо в моей голове. Разнообразие такого рода вещей меня поистине удивляло и было особенно заметно в окружавшей меня атмосфере. С этим пунктом я, конечно же, нещадно боролся.

Прозрением для меня стало то, что не занимаясь мыслительной активностью и не воздействуя грубо на чувственную сферу организма (типа выпить, вкусно поесть, услышать красивое пение или смешную остроту и пр.), у меня не получалось жить и радоваться жизни. Я не обнаружил в своей голове никакой константы так же, как и не обнаружил жизни в своем сердце. Ощущал внутри просто пустоту и все. Правда не ту пустоту, которая была перед моим переосмыслением веры и сознательным обращением к Православию - от той пустоты люди вешаются и сходят с ума. Здесь наверное была пустота, вызванная отсутствием сопереживания, сочувствия окружающему меня миру.





СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: free_ktar
2010-01-15 12:26 am
текста много, прочитаю целиком.
пробежавшись глазами, понял, что хорошо ты съездил) очень рад за тебя))))
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bloody_karlos
2010-01-15 07:41 am
да, съездил могуче) Спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pravdoiskanie
2010-01-15 09:07 am

Что такое смерть - все знают давно, а вот что

Такое православие - этому и определения точного ещё не дано. Надыть думать, что православие - это длинная борода, икона старинная, и абсолютно мёртвая, но святая моща. Еще - запах ладана, треск свечей, монотонное пение, и царь - батюшка, помазанный поповской братией сей.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bloody_karlos
2010-01-15 09:49 am

Re: Что такое смерть - все знают давно, а вот что

Это вы к чему говорите?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: b_an_anna
2010-01-15 01:34 pm
Кирилл, просто слов нет, прочитала всё на одном дыхании!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bloody_karlos
2010-01-15 01:56 pm
Спасибо, Ань! Рад, что тебе понравилось)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: b_an_anna
2010-01-15 02:20 pm
Ещё бы! Очень понравилось! Всё наглядно и жизненно описал!!! Как будто всё видела своими глазами!)
Кстати, про пение - это на 100 процентов согласна.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ksun_ka
2010-01-15 05:16 pm
Очень интересны были именно твои ощущения и восприятие этого места.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ksun_ka
2010-01-15 05:16 pm
кстати, фото твои?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bloody_karlos
2010-01-15 06:18 pm
ага
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ksun_ka
2010-01-15 07:08 pm
клаааааасссс!!!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: n_chetverkina
2010-01-16 11:35 am
спасибо за рассказ!

Смотрю на фотографию "Вид из кельи" и как будто нахожусь внутри ... хотя умом понимаю, что никогда не попаду туда, ведь женщинам дорога на Афон закрыта.

про еду: в Италии со мной была похожая ситуация: хозяин ресторана вытащил на барную стойку куски мяса и попросил указать на понравившийся :)

про песнопения: я не сильно разбираюсь, но очень похоже на знаменный распев... Кстати, наши братья грузины очень красиво поют. Никогда не забуду как грузинские монахи пели в общей давке на пути к Храму Гроба Господня в день схождения Огня.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bloody_karlos
2010-01-16 07:51 pm
мне народное грузинское многоголосие нравится)
А распев в примере скорее похож на Валаамский. А вот будничное пение греков как раз весьма напоминает Знаменный распев - одно- или двухголосный и несколько занудноват =)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: n_chetverkina
2010-01-16 08:20 pm
просто не привычен :))) В нашем храме мы поем знаменным распевом... В начале даже представить себе не могла, что я смогу так долго тянуть "И" на Херувимской... :)))

Мне брат рассказывал, что в Скиту, в котором он жил на Афоне (сейчас не вспомню название) немногочисленные монахи сами пели на службе. Голоса их не отличались музыкальностью, но служили они очень благоговейно.

P.S. После Афона наверное любая служба в Москве покажется лёгкой быстрой ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: b_an_anna
2010-01-17 09:36 am
Мы были на службе в Салониках. Так вот как раз всю службу пели два человека (или так казалось). Сначала мне очень понравилось. Но к концу службы уже очень тяжело было стоять (может, поэтому там можно сидеть?)))
Наше пение всё-таки, лёгкое, под него легко стоять всю службу!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: katigoroshek
2010-01-19 11:31 pm
Какой Афон, что-ты! Я на паломничество в Оптину не могу себя заставить съездить)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bloody_karlos
2010-01-20 07:22 am
Эх, брат, в Оптине круто!
Давай не плошай, туда поездки каждые выходные организуются)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bloody_karlos
2010-02-09 02:05 pm
=)
(Ответить) (Parent) (Thread)